Возврат товара потребителем продавцу : как правильно вернуть или обменять покупку

Покупатель может вернуть приобретенный товар поставщику, если он не удовлетворяет договорным условиям. Может быть возвращен и качественный товар, если по этому поводу достигнуто взаимное согласие сторон. Процедура возврата/обмена товаров регулируется ГК РФ и Законом «О защите прав потребителей»

Возвращение товара, не удовлетворяющего условиям договора

Законодательством РФ предусмотрен возврат товара, если при его передаче от поставщика (продавца) к покупателю обнаружены следующие моменты:

  1. отсутствие, либо несоответствие упаковки. Покупатель может потребовать заменить товар, или вернуть его с возмещением уплаченной суммы;
  2. товар некомплектный. Покупатель может потребовать доукомплектовки, или возмещение его стоимости;
  3. товар с дефектами. Покупателю надо заменить его на аналогичный качественный или вернуть деньги;
  4. ассортимент товара не соответствует договорным условиям. Покупатель может отказаться от его принятия с требованием возврата уплаченных денег;
  5. количество товара не удовлетворяет условиям поставки. Если по требованию покупателя не будет поставлено недостающее количество, он вправе вернуть товар и отказаться от оплаты или потребовать возврата предоплаты.

Различные дефекты могут быть обнаружены покупателем как при приемке товара, так и после, в ходе его реализации. По действующим законам продавец отвечает за дефекты товара, если покупатель докажет, что они появились до момента его передачи ему, либо до приемки товара покупателем возникли причины дефектов. Если на товар имеется гарантия, то продавец не будет нести ответственность за его недостатки, если покупатель нарушал правила пользования товаром, условия его хранения, повреждения появились из-за действий посторонних лиц, или форс-мажорных обстоятельств.

В хозяйственной практике зафиксированы типичные случаи, в которых продавец вынужден отказать в обратной приемке товара :

  • если истек срок возврата, оговоренный в договоре или законодательством;
  • если товар без недостатков, но уже был в использовании;
  • если при проверке возвращаемого товара экспертами выявлено стороннее вмешательство;
  • если товар поврежден, поломан;
  • отсутствует документ, подтверждающий факт покупки;
  • повреждена упаковка, нет товарных ярлыков.

11348_1101.jpg

Возврат качественного товара

Если в результате добросовестного выполнения поставщиком всех пунктов договора покупатель получил качественный товар, то причин для возврата у него нет. Однако по обоюдному согласию стороны сделки могут заключить договор, где прежний покупатель станет продавцом возвращаемого товара, а бывший продавец — его покупателем.

Алгоритм действий и составление документов при возврате товара

Если в поставленном товаре найдены несоответствия договорным условиям, покупатель в определенный законом или договором срок вправе известить об этих нарушениях поставщика. Если этот срок однозначно не был установлен, покупатель обязан уведомить продавца о нарушениях в разумный период времени после их выявления. Одновременно с уведомлением о несоответствии товара договорным условиям надо пригласить представителя поставщика для участия в комиссии.

В состав комиссии, осуществляющей приемку некачественного товара, должны входить должностные лица от покупателя и поставщика с привлечением эксперта организации, проводящей экспертизу. Допустим вариант, когда эту приемку может производить представитель покупателя и компетентный представитель сторонней организации.

По результатам приемки составляется акт о несоответствии (законодательством утверждена форма акта — ТОРГ-2 и ТОРГ-3 для импорта). Этот акт будет юридическим основанием для возможного предъявления иска. Акт подписывается представителями обеих сторон. Вместе с актом в произвольной форме составляется претензия поставщику. После этого оформляется расходная накладная (форма ТОРГ-12 в 2-х экз.) и товар отдается поставщику.

Покупатель обязан обеспечить сохранность возвращаемого товара. Поставщик должен своевременно его вывезти, либо в разумный период времени распорядиться им иначе. Если этого не произошло, покупатель вправе продать этот товар, или вернуть поставщику за свой счет. Расходы по возврату должен возместить поставщик.

При возвращении товара продавец обязан:

  • оприходовать возвращенный товар;
  • исправить счет-фактуру (изменение стоимости и количества на дату возврата), заверить исправления соответствующей подписью, печатью с датой внесения исправлений;
  • передать исправленный счет-фактуру покупателю;
  • зарегистрировать этот счет-фактуру в книге покупок (графа возвращенного товара).

Акт о несоответствии и претензия поставщику

Форма акта о расхождении ТОРГ-2 (ТОРГ-3) (постановление Госкомстата от 25.12.98 г. № 132). Она используется для оформления приемки тмц, имеющих какие-либо несоответствия с данными сопроводительных документов поставщика.

Акты составляется в 4-х экземплярах. Указывается дата и время прибытия товара. Акт оформляется отдельно для каждого поставщика для каждой партии товара, поставленной по одной ттн. В акт вписываются только товар, по которому обнаружено расхождение. В ттн делается запись о составлении этого акта. В конце составленного акта делается запись о том, что по другим тмц расхождений нет. Печать не ставится. В поле «Заключение комиссии» вписываются выводы комиссии с указанием точных цифр битого, бракованного товара, товарной недостачи и общей суммы убытка. Оформленный акт является правовым основанием для составления претензии поставщику.

Письмо-претензия пишется в произвольной форме, но для достижения результата в нем обязательно должны быть учтены следующие детали:

  • дата и исходящий номер документа;
  • полное имя и реквизиты поставщика, которому предъявляется претензия;
  • даты и номера всех документов, которые были оформлены при взаимодействии с поставщиком (договор, счет, накладная и т. п.);
  • наименование товара с единицами счета, так, как в сопроводительных документах;
  • обоснование претензии (описание расхождения);
  • доказательства (результаты экспертизы, фотографии, описание недостатков и др доказывающие документы);
  • предъявляемые требования — возместить убытки иди устранить недостатки. Сумму возмещения указать цифрами и прописью;
  • подпись руководителя и печать в конце письма.

Срок рассмотрения претензии продавцом длится 30 дней. Если по окончанию этого срока требования не будут удовлетворены, можно обращаться в арбитраж.

1101a.jpg

Возврат товара при упрощенной системе налогообложения

Основной особенностью процедуры возврата тмц покупателем, не являющемся плательщиком НДС, является корректная выписка счета-фактуры. При возвращении части товара покупателем, применяющем УСН, продавец должен выписать корректировочный счет-фактуру на сумму возвращенной части. Этот счет-фактура должен быть зарегистрирован продавцом в книге покупок.

Итоги

Возврат товара поставщику — явление, широко распространенное в хозяйственной практике. Законодательством РФ урегулирована масса нюансов, возникающих при возврате или обмене товаров. Поэтому знание законов и грамотное составление документов,сопровождающих возврат/обмен, позволят гарантированно избежать финансовых потерь.

Наша статья поможет при вопросах:

возврат товара потребителем,права потребителей возврат товара,товары не подлежащие возврату,возврат товара в течение,возврат товара день в день,возврат товара 14 дней,возврат и обмен товара,возврат надлежащего товара,возврат товара надлежащего качества,закон о возврате товара,возврат ненадлежащего товара,защита потребителей возврат товара,закон прав потребителей возврат товара,защита прав потребителей возврат товара

20 июля 2021  229

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.